Copyright Medieval Games, All Rights Reserved. (c)

Безымянный рыцарь спасает Короля от Баронов.

Разведчик короля подъезжает на коне в замок, бежит к нему и говорит: "Они захватили все графства, скоро они дойдут и до нас...", потом советует королю приказать страже подготовится, потому что к замку подходят вражеские войска. Через минут 20 лучники на башнях поднимают тревогу о том, что войско окружило замок. Происходит ожесточенная битва и войско монарха проигрывает битву. В королевский зал врываются четверо баронов-предателей. Это полоумный Крыса, хитрец Змея, обжора Кабан и боец Волк. Они участвовали в заговоре против короля и подняли восстание. Начинается драка между стражей короля и свитой баронов. Монарх терпит сокрушительное поражение и его берут в плен. Из тех, кто помогал королю защищаться был и отец главного героя. Он погиб. Волк делит захваченную территорию на 4 страны, каждая из которых управляется одним из баронов. Так начинается кампания Stronghold. Сценарий кампании очень закручен и чем то похож на сценарий европейского фильма с большим бюджетом. Тут у героев нет никаких сверхестесственных способностей. У каждого свой характер, свои особенности и ценности. С самого начала и до самого конца главному герою будут помогать два верных королю уважаемых барона - Сэр Лонгарм, который считает, что нужно все время что-то делать а не болтать, использует каждый удобный случай чтобы устроить сражение, даже если силы противника вдвое превосходят силы союзников, и Сэр Вуллсак, который всегда лишний раз думает, а потом делает. Так же будут второстепенные персонажи, которые помогут в развитии. В общем цель кампании - отвоевать захваченную баронами страну и спасти ее короля. Еще я хочу отдельно поговорить о стране. В самой игре названия ее не упоминается, но я так думаю, что разработчики подразумевали Англию, потому что ее границы в точности совпадают с границами неизвестного государства. Вдобавок есть исторический факт: игра начинается с 1066 года(дата указана в самом низу панели построек в игре), в 1066 в Англии начал править Вильгельм Завоеватель. Но этот факт никак не связан с баронами и восстанием. Бароны то захватили Англию уже через сотню лет, когда к власти должен был прийти Генрих II. Генрих должен был стать королем, но встретил на своем пути преграду - его страной уже управляли бароны. Тогда он, благодаря могуществу своего дома, восстановил королевскую власть. Но это событие произошло намного позже этого. Значит, Firefly Studios придумали это событие, а, так как его не было в истории Англии, выдумали новую страну, чтобы не было никаких претензий.

Средневековье...

Итак, теперь я хочу рассказать обо всех подробностях Stronghold'a, об особенностях и недостатках. Мне приглянулся вступительный ролик, в нем подробно рассказывается о средневековой жизни обычных крестьян в замке. Для примера можно начать любой тип игры, желательно постройку замка. Хоть Stronghold - игра старая, но до сих пор она нравится многим игрокам. А нравится из-за того, что отлично передает дух тех времен. Атмосферу этой игры в основном составляют сценарий, графика и звуковое сопровождение. Так же Stronghold обладает отличным игровым интерфейсом, и даже новичок может быстро построить неподступную цитадель! Графика очень детализирована, прорисовано буквально все до мелочей. Если Вам будет скучно, то можно понаблюдать за рабочими. Вы увидите и то, как флетчер в мастерской делает луки, и то, как фермер собирает плоды с яблонь, и то, как крестьяне рассказывают байки у костра... Так же хорошо прорисованы все здания, они максимально подобны тем, которые были в средневековой Европе. Даже видны мелкие трещинки на стенах цитадели во время битвы. Но не думайте, что графика Stronghold'a идеальна. Игра была сделана в 2001 году и на то время все мониторы были не такими большими. И поэтому на современных мониторах игра размазана и вся детализация видна слабо. Музыка подходящая и отлично передает дух тех времен. В общем Stronghold не очень разнообразен, так как боевых юнитов всего 15, сельскохозяйственных построек тоже немного, военных зданий не больше двадцати. Из-за этого минимальное количество используемых тактик сводится к двум - трем и через месяц игра станет надоедает. Зато есть редактор карт, в котором можно создавать неограниченное количество любых карт, как военного, так и экономического типа. Наиболее интересны стандартные карты осады, на которых выстроены замки, которые реально существовали в те времена. Например Камелот, Эдинбург, Тауэр Лондона... Играть в такие осады нравится всем, потому что они воссоздают исторически важные сражения, которые играли важную роль в средневековой Европе.

Игровые режимы.

Stronghold богат игровыми режимами. Для начала можно пройти основную кампанию. Она очень интересна, я об этом написал выше. В ней можно научится отлично руководить армией и быстро построить прибыльную экономику. Режим осады. Тут можно воспроизвести известные средневековые осады, например осада Камелота. Так же можно в редакторе карт построить свой замок и осадить его. По моему один из лучших режимов. Режим вторжения. Строите свой замок и ждете, пока закончится время нападений. В это время на Вас будут нападать отряды врага, сначала по 10-15 юнитов, потом и до 100. В редакторе карт можно сделать сражение и этого типа. Если у Вас мало опыта или Вы поставили сложный режим, то в конце битвы не обижаетесь, если от Вашего замка останется несколько стен... Многопользовательский режим. Это игра по интернету. Чтобы поиграть с друзьями, нужно установить Hamachi или GameRanger. Последняя обеспечивает наиболее лучшее соединение и минимальный ping(задержку), и игра будет максимально комфортной. Подробнее о том, как поиграть в Stronghold по сети можно узнать тут. Так же есть экономическая кампания, она состоит из пяти миссий и в ней нужно помогать королю восстанавливать страну после войны с баронами. Помимо экономической кампании есть режим экономического сценария, тут уже нет общей сюжетной линии, но зато этот режим очень хорошо подходит для улучшения своих экономических "навыков". Так же можно просто построить замок в какой-нибудь местности, для этого включите режим "Постройка замка". Можно построить замок любой величины и нанять огромную армию и потом сделать вторжение с помощью кнопки F1 чтобы проверить построенный замок на прочность. Если Вам надоели стандартные карты, то можно сделать новые в Редакторе карт.

"Будем ломать тупыми ножичками каменную стену!"

Отдельную главу этой рецензии я хочу посвятить багам Stronghold. Их так много, но очень редко кто-нибудь их замечает. Что ж, наверное самый "видный" баг, его знают почти все - почти все юниты, хоть это тяжеловооруженный мечник, хоть лучник с тупым ножичком, могут ломать каменные стены. Ну ладно деревянные стены, это еще понятно, но каменные...вряд ли кто-то в реальной жизни умудрится сломать мечём каменную десятиметровую стену. Следующий баг скорее всего заметил только я и, может быть, еще несколько человек из миллионов игроков. Суть бага в том, что тени при смене ракурса меняются вместе с углом ракурса. То есть в игре есть возможность рассматривать поле боя с четырех сторон. Но как ни смотри, тени направлены в одну сторону. Тот же баг и с деревьями, если дует ветер, то верхушки деревьев покачиваются в одну какую-то сторону. Стоит поменять ракурс, как все деревья качаются относительно стороны нашей камеры так же, а относительно всей карты - в другую сторону. В общем Firefly игнорируют это проблему - есть еще один баг, здания тоже не "дорисованы", если посмотреть с другого ракурса то здание "повернется к нам передом, а к лесу задом", так что как бы мы не вращали камеру, здание можно посмотреть только с одной стороны. Через год после выпуска Stronghold Firefly Studios выпустили продолжение - Stronghold Crusader, там та же проблема. Есть еще один очень надоедливый и заметный баг - если выделить какую-то группу солдат, а потом приказать им идти куда-либо, то очень часто они идут "сосиской", то есть один за другим и так в линию, а потом, если по дороге встретят врага, то первый принимает весь упор на себя и погибает, то же самое со вторым, третьим и так далее. Так же существует еще несколько багов, которыми пользуются нечестные игроки. Один из них - это когда враг рушит башню, и все юниты, если они на ней были, падают и остаются живы. Второй баг - бесконечный запас стрел у лучников. Можно играть хоть неделю, а у лучников никогда не кончатся стрелы. То же самое и с арбалетчиками. Вообще в Stronghold'e юниты "бессмертны", то есть не умрут пока их не убьют.

"Люди любят Вас, мой Лорд!"

В заключение хочу сказать, что Stronghold - отличная игра, которая хорошо передает дух Средних веков феодальной Европы. Играйте с удовольствием!